День памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087) в Свято-Никольском храме.

Тропарь святит. Николаю, архиепископу Мирликийскому, чуд., на перенесение мощей, глас 4: Приспе́ день све́тлаго торжества́,/ град Ба́рский ра́дуется,/ и с ним вселе́нная вся ликовству́ет/ пе́сньми и пе́ньми духо́вными:/ днесь бо свяще́нное торжество́/ в пренесе́ние честны́х и многоцеле́бных моще́й/ святи́теля и чудотво́рца Никола́я,/ я́коже со́лнце незаходи́мое, возсия́, светоза́рными луча́ми,/ разгоня́я тьму искуше́ний же и бед/ от вопию́щих ве́рно:// спаса́й нас я́ко предста́тель наш вели́кий, Нико́лае.

Кондак святит. Николаю, архиепископу Мирликийскому, чуд., на перенесение мощей, глас 3: Взы́де я́ко звезда́ от вост́ока до за́пада/ твоя́ мо́щи, святи́телю Нико́лае,/ мо́ре же освяти́ся ше́ствием твои́м,/ и град Ба́рский прие́млет тобо́ю благода́ть:/ нас бо де́ля яви́лся еси́ чудотво́рец изя́щный,// преди́вный и ми́лостивый.

      22  мая т.г.  в Свято-Никольском  храме  отслужена  праздничная  Божественная Литургия, которую возглавил  настоятель протоиерей Николай Коляда,  ему сослужили  иерей Павел Тарамыкин, иерей Виталий Винокуров,  дорогой  гость отец Михаил,  диакон Александр Иванов  и  другое  духовенство храма.  Божественные  песнопения  красиво, утончённо-душевно прозвучали в  исполнении церковного  хора под управлением  старшего  регента матушки Надежда Коляда.

Сирень на  благодатной  почве  вокруг храма  разрослась,  красуется много-цветием, как  всегда в  мае. Низкий поклон  настоятелю  за  идею  и  организацию  посадки кустов сирени. Спасибо  всем  тем, кто ухаживает за нею.

Соответственно, как  и каждое 22  мая  на аналой была возложена икона, празднично украшенная  собственной,  благоуханной  сиренью. Много,  очень много верующих с радостью и благодарностью в сердце пришли молитвенно поклониться перед ликом свт. Николая. К  иконе святителя Николая  прихожане   принесли  кремовые гвоздики и  желтые  розы. Храм  в  этот  день всех  желающих  не  вместил.  Полный  храм  верующих,  но  и  у  обоих  входов в сам  храм толпились  люди, молились.

Из Обители  на  праздник  к  нам в  храм  приехали сестры и игумения  Ксения (Соколова).

Неудивительно сегодня много  причащалось   прихожан  Святых Христовых Тайн. 

По  окончании  праздничной Божественной Литургии   настоятель  обратился к  прихожанам с душеполезной проповедью о чудотворце. После  этого   матушка Ксения  от имени сестер Обители  и себя лично  поздравила  отца Николая с  праздником и Днём его  тезоименитства. Также   сестры  милосердия,  воспитанники воскресной  школы и прихожане  поздравили   настоятеля. А когда в полном составе певчие вместе  матушкой Надеждой  подошли с букетом цветов поздравить  настоятеля,  он  весело  спросил их:

– Как вы меня еще  только терпите?

  Отец Николай   тепло  с  доброй  улыбкой благодарил, обнимал, целовал,  благословлял поздравляющих,  при  этом как всегда,  шутил с  заметным уклоном  в самоиронию. Затем  поздравил притч, всех собравшихся прихожан и гостей с  праздником, а  также  тех, кто родился в  этот  день  и  именинников, передаривая им  уже свои  букеты  цветов. Хор и весь  храм неоднократно пропели  “Многая  лета”.  Слава Богу  за всё!

Святителю отче Николае, моли  Бога  о нас!

Как известно, святитель Николай православную церковь соединил – восток и запад, а также мы знаем о многообразии помощи, оказываемое свт. Николаем чудотворцем в наши дни. Степень благоговения Николаю чудотворцу в Православной Церкви можно увидеть по тому, как каждую неделю по четвергам совершается особая служба любимому святому наряду с апостолами. Это особо чтимый святой и нет такого города, где не было бы храма в честь Николая Чудотворца. 

«Духовные пастыри страдают за нас, хотя мы часто не видим их страданий. И чем больше любовь пастыря, тем больше ему страданий. Братия, пребудем в послушании нашим пастырям и тогда будет общий мир, и Господь Духом Святым пребудет со всем нами» 

Святой преподобный Силуан Афонский
*

ДОРОГОЙ БАТЮШКА ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ВО ХРИСТЕ ОТЕЦ НИКОЛАЙ!
От всего сердца поздравляем Вас с Днём Вашего Небесного покровителя – святителя Николая Мир Ликийского, архиепископа, чудотворца!

Низкий, Вам земной поклон, Батюшка,  за  милосердие и благотворительность, великий пример любви к Богу и ближнему, за отеческую заботу об укреплении в сердцах прихожан веры, надежды и любви.

Как хорошо и славно, что Господь по Его промыслу даровал нам такого мудрого, щедрого на любовь и терпеливого наставника, ставшего нашим духовным отцом. Вы печётесь о нас, как настоящий отец и даже более. Ваше попечение – есть спасение нашей греховной души!

Да укрепит Вас Господь по  молитвам Вашего  Небесного покровителя святителя Николая своею благодатью в ежедневных трудах Ваших, во славу Божию творимых, даруя доброе здравие и благоденствие Вам и Вашим близким на многая и благая лета!**

ПОЗДРАВЛЯЕМ ТАКЖЕ ВСЕХ, КТО РОДИЛСЯ В ЭТОТ ДЕНЬ И  ИМЕНИННИКОВ!

Молитвенно желаем вам  Божьей милости, духовной радости,  доброго  здравия,  семейного тепла и радости, долгих лет жизни, крепости духовных и телесных сил! Многая  и  благая  лета!*

Жизнь святителя Николая есть правило веры, образ кротости и учитель воздержания.

I. Ныне ублажаемый в церковных песнопениях и чтениях святитель Христов Николай родился в ликийскомь городе Патаре, и в юных летах отдан был на служение Богу под руководство дяди своего Николая, епископа патарскаго, который возвел его потом в сан пресвитера. Во время путешествия дяди к святым местам, Николай управлял патарскою паствою, и по возвращении его сам отправился в Иерусалим и во время пути своими молитвами дважды укротил бурю. Возвратясь из Иерусалима, он хотел продолжать свое служение в родном городе, но, по особому внушению Божию, переселился в город Миры, где вскоре был избран в епископа и явился образцем «веры, кротости, воздержания». В гонение на христиан Диоклитиана он, вместе с другими, подвергся тюремному заключению, в котором пробыл до торжества христианства при Константине Великом. На первом вселенском соборе святитель Николай показал особенную ревность в посрамлении ереси Ария. Прославленный от Бога даром чудотворений, великий святитель почил в глубокой старости, в 342 году, в городе Мирах, где мощи его пребывали до перенесения их в италийский город Бар-град в 1087 году.

Вот за что преимущественно восхваляется церковию святитель Николай – за высокие его добродетели: «веру, кротость» и «воздержание!» Сама «вещей истина», т.е. самое дело явило его правилом веры, образом кротости, воздержания учителем.

II. а) Он, на самом деле, преподает нам превосходное правило веры. Век, в который жил он, обиловал ересями. Но святитель Николай не любил «мудрствовать паче, еже подобает». Будучи преемником апостолов, по званию пастыря, он был преемником и их простоты по вере. Он мыслил согласно с мыслями отцев церкви веков предшествовавших, и учил так, как они учили. Он был не только прост, но и ревностен. 3а имя Христово он потерпел многое: его лишали имущества, заключали в темницу, угрожали смертию. Но светлая и твердая вера его сияла в самой темнице, где он укреплял исповедников Христовых; она же на соборе никейском посрамила лжеучителя Ария, отвергавшего Божество Иисуса Христа.

И нам, братие, «без веры невозможно угодити Богу» (Евр. 11, 6). Тщетны, ничтожны все совершенства наши пред Богом, если нет в нас веры. «Верою», говорит апостол, «вселяется» Сам Иисус Христос «в сердце» (Еф. 3,17), и верующий может сказать: «живу не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Но такие плоды спеют в человеке тогда, когда вера его проста и ревностна. Не даром говорят: «в простых сердцах Бог почивает».

б) Не напрасно церковь называет святителя Николая и образом кротости. Кротость его, по свидетельству истории, обращала на путь истинный многих грешников, укрощала мятежи народные, и проявлялась в самом лице его так, что одно воззрение на святого укрощало в других страсти, облегчало скорби и привлекало к нему даже неверных.

Какое прекрасное произойдет общество, если между нами, братие, поселится кротость христианская! В нем не может быть ни вражды, ни притеснений и насилий, напротив, будет в нем мир и согласие. Кротость нравится всякому. Желает начальник видеть кротость в подчиненных, желают и подчиненные иметь кроткого начальника. И Бог наш особенно любит кротких: на кого «воззрю», вещает Он Сам чрез пророка, как «не на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Ис. 66, 2)?

в) Не напрасно, наконец, святая церковь именует святителя Николая и учителем воздержания. Он был лучший учитель воздержания, – во всех возрастах жизни. Он был постником от самого младенчества. Он был любителем целомудрия от самой юности: «не бе в нем видети нимало юношеских нравов, но старца обычаи». Он был чужд удовольствий чувственных; главным наслаждением его была благотворительность. Он не заботился о стяжании благ земных; все свое имение раздавал бедным.

Воздержание так высоко ценится, что без него, по словам апостола Павла, и христианин – не христианин: «иже Христови суть», говорит он, «плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Для чего Господь постился сорок дней и ночей? Для того, чтобы нас научить воздержанию, сделать воздержными Своих последователей. Но воздержание, говорят, лишает нас многих удовольствий? Оно лишает нас удовольствий таких, которые отнимают у нас здоровье и силы, которые не только разоряют, но и развращают, унижают нас и пред нами самими, и пред другими. Ныне и мирская мудрость поняла важность воздержания: многие, например, врачи признают вред от постоянного употребления мясной пищи, производящего различные болезни и преждевременную смерть. Если бы мы исполняли воздержание, какое предписывает нам святая церковь, то не знали бы многих болезней, разорения и бедности, не видели бы юношей состаревшихся, мужей, страждущих немощами старцев, а видели бы повсюду здоровье и крепость долголетнюю, богатство без роскоши, видели бы довольство и благоденствие.

III. Настоящее наше празднование в честь угодника Божия Николая нужно не для него, Самим Богом прославленнаго, а для нас, чтобы прославляя, «поминая» его, как наставника, «подражали его вере» (Евр. 13, 7) и святой богоугодной его жизни, которая да будет нам «правилом веры, образом кротости, учителем воздержания». (Сост. по Ч.-М. и пропов. изд. жур. «Странник»).

Протоиерей Григорий Дьяченко
   Отправить статью как PDF