Росписи Никольского храма
Нижний храм Свято-Георгиевской церкви посвящен святителю Николаю Чудотворцу. На страницах нашего сайта мы уже рассказывали о росписях стен верхнего Георгиевского храма и росписях алтаря. Храм расписывали под руководством и c непосредственным участием известного московского иконописца Владимира Сидельникова с участием витебских иконописных мастеров Петрова С.А., Юпатова Н.Е., Сиваковой И.В., Сиваковой А.В. и др. Про храмовую роспись нижнего Никольского храма расскажет наш иконописец Анастасия Сивакова:
«Храм, посвященный святителю Николаю Чудотворцу, не может не раскрывать образа этого святого, его чудес, его служения Церкви. Святительское служение – это служение управления Церковью, просвещение вверенных Богом чад и просвещение заблудших. Поэтому тема просвещения и крещения – одна из главных тем в росписи Никольского храма.
Попадая из притвора в храмовое пространство, сразу на столбах мы видим два образа святителей – Николая и Спиридона.
Святителей часто символически именуют столпами Церкви, т.к. они утверждают в правой вере чад и очищают Церковь от ересей. По преданию и свт. Николай и свт. Спиридон были участниками Первого Вселенского Собора, где была осуждена ересь Ария, и был написан Символ веры. Поэтому свитки с надписью Символа веры мы видим над столпными образами. Они как будто вырастают, выходят из столпов, из учения святых отцов. В арке между свт. Николаем и свт. Спиридоном в кругах изображены отцы Первого Вселенского собора, современники свтт. Николая и Спиридона. Это свт. Евстафий Антиохийский, свт. Александр Александрийский, свт. Афанасий Великий, свт. Иосия Кордубский. Тему просвещения продолжает изображение Евфросиниевского креста на выступе справа от образа Николая Чудотворца. Как поется в песнопениях «крест – верным утверждение, Церкви ограждение». В Никольском храме обычно проходит Таинство Крещения и готовящиеся ко крещению могут приводить на память слова Символа веры, размышлять о своей вере, своей жизни, помышлять о Страшном Суде.
О Суде напоминает Деисис (греч. δέησις — прошение, моление), который расположился между свитками. Вообще Деисис это сокращенный образ Страшного Суда: Господь Судия посредине и обращающиеся к нему в молении ходатаи за род человеческий – Божия Матерь и Иоанн Креститель.
Цветы лозные вокруг кругов Деисиса и ангелов написаны также неслучайно. Образ лозы нам напоминают слова Христа: «Я – Лоза, а вы ветви; кто пребывает во мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Цветы на лозе это как благоуханная праведность жития святых, прививших всю свою жизнь к Лозному древу жизни Христу, к Его спасительным заповедям.
Тема крещения продолжается на преграде в крещальню.
Здесь помещена икона «Собор Иоанна Крестителя». Эта икона раскрывает служение пророка Иоанна. Здесь изображен Иоанн, крестящий народ в водах реки Иордань. Планируется также написать образы князя Владимира и императора Константина. Они будут размещены по правую и левую стороны от иконы Собора Иоанна Крестителя, как продолжатели дел Иоанна Предтечи, крестившие народ своих земель.
Над преградой в купель как знамя победы изображен Спас Нерукотворный. История появления плата с Ликом Спасителя отправляет нас в Евангельские времена. Царь Едесского царства Авгарь, страдавший проказой, услыхав о чудесах Христа, послал своего живописца Ананию с письмом, в котором просил Господа прийти к нему и исцелить его и позволить Анании изобразить Свой Лик и принести в Едессу. Но Анании не удалось изобразить чудесный лучезарный Лик Христа. Тогда Господь взял плат, умыл лицо свое им и отдал Анании. На плате чудесно отпечатался Лик Христа. Спаситель с платом передал царю Авгарю и письмо с исповеданием веры. Царь исцелился от своей болезни и учение Христа признал государственной религией в своем царстве. Как царь Авгарь через веру во Христа, почитание Его Святого изображения, принятия Его Святого учения исцелился, так и всякий искренно верующий, приходящий к Таинству Крещения, исцеляется от смерти душевной и рождается для жизни во Христе. Ему прощаются грехи и даются силы для борьбы с грехом.
По бокам от преграды в купель на стене изображены ангелы с рипидами как сослужащие Великому Таинству Крещения.
На столбах с образами Николы и Спиридона, а также напротив столбов на северных и южных стенах храма, изображены святые первых веков, как основание нашей Церкви. Их подвиг веры и мучений за Христа укреплял христиан последующих веков, и по сей день нас, современных христиан, вдохновляет. Это апостолы Иаков, брат Господень, Дионисий Ареопагит, Лев, папа Римский, священники Климент, Игнатий Богоносец и свт. Григорий Двоеслов.
Слева в арках нас встречают также образы древних святых.
Это Алексий, человек Божий, муч. Пантелеимон, и они сопровождают нас к предалтарному пространству. На столбах ближе к алтарю нас встречают образы праведного Филарета Милостивого и Кирилла Туровского,
а над ними в кругах изображены святители русской земли, первые митрополиты и патриархи Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов и Ермоген.
На предалтарных колоннах сбоку и на выступах северных и южных стен в кругах написаны святые, непосредственно связанные с литургией. Главная служба в храме – это та, где совершается Евхаристия. Верные причащаются Святых Христовых Таин, подходя ближе к амвону. Поэтому в этой части расположены святые, составившие тексты Литургии, написавшие молитвы перед Причастием. Это Иоанн Златоуст, Василий Великий, Симеон Новый Богослов. Здесь и святые отцы Церкви, учившие народ о Боге, о нетварном свете – Григорий Палама, Григорй Богослов, апостол любви Иоанн Богослов.
Иконостас отделяет алтарь от основной части храма. В Никольском храме иконостас сокращенный, так как храм небольшой и невысокий. Здесь два ряда икон. Верхний ряд иконостаса – Деисис – главный. Основная тема его – второе пришествие Христа во славе и моление святых за человечество («деисис» с греч. моление). В центре икона – Спаситель с развернутой книгой Евангелия, по которой будет Он судить народ. Слева и справа иконы молящихся Христу. Слева – Божия Матерь, архангел Михаил и апостол Петр, справа – Иоанн Предтеча, архангел Гавриил и апостол Павел. Деисис был начат еще нашим иконописцем Евгением Антоновым, который не успел его закончить. Он был дописан лишь в 2010 году в ходе росписей храма.
На Царских вратах, которые символизируют вход в Царствие Божие, изображено Благовещение как начало Нового Завета, как начало нашего спасения. Как поется в тропаре Благовещения «Днесь спасения нашего главизна (начало)».
Над Царскими вратами в двух кружках – изображение Причащения апостолов. По бокам от врат две главные иконы: слева – Афонской иконы Божией Матери, справа – храмового святого Николы.
На диаконских вратах – образы архидиакона Лаврентия и первомученика диакона Стефана. Слева от левых диаконских врат – икона Димитрия Ростовского, покровителя нашего Владыки Димитрия. Справа от правых диаконских врат – великомученика Георгия, храмового святого верхнего храма.
По направлению от алтаря к выходу из храма нас сопровождают святые, близкие нашему времени, наши современники, наши соотечественники, которые несмотря на ослабление веры и благочестия в государстве, несмотря на гонения за веру, остались верными Христу, Его заповедям.
Первыми нас встречают на столбах Иоанн Кронштадтский и Иоанн Кормянский.
Они как праведные, как представители белого священства и как служители Церкви и простому народу расположились ближе к алтарю. Как в своей земной жизни они служили у Престола, так и теперь укрепляют верующих, приходящих к Святой Чаше и вдохновляют своим житием священников, служащих в храме. Над столбами в кругах – образы новомученников и исповедников Белорусских. Далее на столбах ближе в выходу – иконы Афанасия Брестского и Георгия Конисского, над ними в кругах изображены новомученики и исповедники Российские.
При выходе из храма в мир в арках нас встречают и сопровождают образы святых, наших современников: Елизаветы Феодоровны, святителя Луки Войно-Ясенецкого и Ксении блаженной Петербургской. Эти святые несли свой подвиг в миру, каждый по-своему, служа ближнему. Поэтому эти образы расположились здесь, укрепляя выходящего из храма в борьбе с мирскими соблазнами, вдохновляя своим служением.
И конечно эти святые молятся о нас и с нами на службе. Когда мы стоим в храме, устремляя свои взоры к алтарю, их образы написанные в арках так же обращены ко святая святых. И как при жизни они молились древним святым, так и в храме написаны: блж. Ксения напротив Алексия человека Божия, свт. Лука напротив влкмч. Пантелеимона, Елисавета Феодоровна напротив влкмч. Варвары.
Теме жития, чудес и служения Церкви свт. Николая посвящен второй регистр росписей на северной и южной стенах храма.
От входа в храм на северной стене начинается житие Николая в клеймах (композиции со сценами из жития святого) и, продолжаясь к алтарю, опоясывает весь храм, заканчиваясь на южной стене.
Начинается житие с рождения Николы, его чудесного крещения, далее идет клеймо «Приведение родителями во учение к монаху», затем «Поставление во пресвитеры». В центральном пространстве – «Поставление во епископы», далее чудеса Николы – «Освобождение из плена Василия, сына Агрикова», «Изгнание беса из дерева и колодца».
На южной стене изображены клейма «Исцеления бесноватого», «Преставление» и «Перенесение мощей из Мир Ликийских в Бар город».
Клейма возле алтаря на северной и южной стенах еще не написаны. Регистр росписей жития и чудес Николая Чудотворца сопровождается лентой с текстом первого икоса из акафиста Николаю «Ангела образом, земнаго суща естеством…»
Роспись Никольского храма еще не завершена. Планируется еще роспись придела, западной стены и крещальни. Поэтому, как говорится, продолжение следует».