Непокорный Витебск
Начало 17 в. на Витебщине было нелегким периодом для православной Церкви. Это было время насаждения униатских взглядов, время привлечения любым (порой жестоким) способом в унию.
Особым гонениям подвергались православные верующие в период епископского правления рьяного униата Иосафата Кунцевича .
В 1618 г. Иосафат Кунцевич стал самостоятельным архиепископом Полоцкой епархии и сумел получить от короля грамоту о подчинении его власти всех православных монастырей и церквей в пределах управляемой им епархии. Поначалу Кунцевич использовал в своей деятельности пастырские проповеди, помогал в восстановлении храмов. Но его желание привлечь в унию наибольшее количество верующих привело к ипользованию им не только гуманных способов. Кунцевич требовал, чтобы священники и их приходы присоединялись к унии и, если он получал отказ, то неповинующиеся ему церкви забирали и опечатывали, передавали их унии. Православные священники подвергались гонениям, заключались в тюрьмы.
Ситуация обострилась, когда жители Витебска получили грамоту православного архиепископа Мелетия Смотрицкого (рукоположенного иерусалимским патриархом Феофаном). В полученной грамоте сообщалось о законном утверждении Смотрицкого в должности архиепископа Полоцкого. Также в данном послании Кунцевич обвинялся в вероотступничест
Это грамота стала последней каплей чаши терпения. Витебчане признали своим пастырем Смотрицкого, отказались повиноваться Кунцевичу и составили акт, передававший церкви и духовенство в управление Смотрицкого. В результате, в Витебске осталось всего несколько униатов.
На фоне этих событий в 1623 г. Кунцевич отправляется в Витебск. Город встретил униата недружелюбно и высказал свое неповиновение. Началось преследование православных верующих. Вот как описывает их положение в то время Лаврентий Древинский: “Граждане полоцкие и витебские, не имея в городе даже простого дома, назначенного для богослужения, принуждены по воскресным праздничным дням выходить для божественной службы за заставы, в поля, да и то без священников, так как им запрещено иметь их в городах и окрестностях”.
Несмотря на тяжелое положение православных, Кунцевич продолжал писать на них жалобы. Доведенные до отчаяния жителя Витебска 12 ноября 1623 г. напали на Иосафата Кунцевича и убили его. Так закончилась эпоха его правления. Для Витебска борьба за веру продолжалась. Город был лишен магдебургского права, с ратуши и церквей были сняты купола. Непокорный город был наказан, но не побежден.
Людмила Савченко