Свидетельство любви.
Думаю, нет необходимости много говорить о почитании святителя Николая Чудотворца (в рамках статьи). Как нет, пожалуй, сегодня человека, который хоть что-то не слышал об этом святом и его чудесах. Его почитают не только православные, но и представители других религий, мусульмане, например. Теперь уже многие знают, что именно Николай Чудотворец, совершавший многочисленные чудеса, щедро творивший милостыню, – и есть прототип Санта Клауса и Деда Мороза. Жаль только, что в массовом сознании Запада сказочный образ Санта Клауса потеснил истинное, религиозное почитание святителя Николая. А вот русский народ, издавна почитал Николая Чудотворца как первого и скорого помощника во всех делах и бедах! И считал своим по происхождению. Так что святитель Николай стал поистине народным святым, прозываемым по-простому Николой или Миколой. Множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени на Руси (Россия, Украина, Беларусь – Святая Русь). Не было, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. И сегодня в Беларуси больше всего Никольских и Покровских храмов. А в дореволюционном Витебске их было пять! И это не просто цифры, а безусловное свидетельство и выражение любви к святому угоднику Божию.
Вот какие Никольские храмы были в Витебске по списку, датируемому 1904 г.:
– Николаевский кафедральный собор на пл. Свободы;
– Завитьбенская Никольская церковь в районе парка Фрунзе;
– Св. Николаевская приписная (напротив Иоанно-Богословской церкви);
– Николаевская батальонная церковь в Задвинье;
– Никольский храм Маркова монастыря и часовня Св.Николая.
Ни один из этих храмов не сохранился.
Но святитель Николай не оставил наш город без своего заступничества. И в годы гонений память о нем не истребили. Со всех сторон обращались к нему с молитвой притесняемые христиане. И не только они, но и порой сами гонители и атеисты. А он и им благотворил. И для многих из них к Богу проводником становился.
И не случайно, наверное, что одним из первых храмов после возрождения в 1992 г. Витебской епархии, стал наш храм, Николо-Георгиевский, 20-летний юбилей которого молитвенно, соборно отметили 12 декабря.
Познакомимся поближе с Никольскими храмами дореволюционного Витебска, ведь их история – история нашей Церкви.
Самым величественным среди них был, конечно, Николаевский кафедральный собор, располагавшийся в центре города на Соборной площади (ныне пл. Свободы). Собственно говоря, он и дал площади это название в ХIX в. после того как стал православным. До этого здание принадлежало иезуитам. А если заглянуть вглубь веков, то стоит вспомнить, что первоначально в этом районе находилась православная церковь великомученицы Параскевы Пятницы. Она была построена во второй половине XII века и просуществовала до конца XVI столетия. К 1649 году иезуиты построили на ее месте деревянный костел. Когда Витебск заняли русские войска (1654–1667), постройки иезуитов были переданы в православный Свято-Алексеевский монастырь. Деревянный храм изображен на «Чертежах града Витебска 1664 года» в виде продолговатого высокого здания с двумя сокрестиями. В 1716 году началось возведение каменного здания костела и иезуитского коллегиума, завершившееся в 1731 г. После присоединения униатов к Православию, костел перестроен и переименован в Свято-Николаевский собор. 17 октября 1843 года храм освящен Высокопреосвященнейшим Василием, архиепископом Полоцким и Витебским. С 26 октября 1844 года он получил статус кафедрального.
В 1869 году состоялся капитальный ремонт храма. Был изменён наружный вид собора – сооружен купол над средней частью храма. Две фасадные башни получили другой вид – в них поместили колокола.
В архиерейском доме, входящем в комплекс зданий Свято-Николаевского собора, располагалось Витебское церковное древлехранилище. Его частное открытие состоялось в сентябре 1893 года в присутствии Преосвященного Антонина. Это был первый церковно-археологический музей в Беларуси. Инициаторами создания и учредителями древлехранилища стали этнограф Евдоким Романович Романов и известный историк Алексей Парфенович Сапунов.
Октябрь 1917 года сразу внес трагические коррективы в размеренную жизнь Церкви.
Показательным в этом плане стал немыслимый ранее обыск красногвардейцами архиерейского дома, домовой Крестовой церкви, квартир священнослужителей Витебского Николаевского кафедрального собора в 1918 году. Тот факт, что красногвардейцы в шапках, с оружием в руках вошли в алтарь и прикасались к святыням, вызвал всеобщее возмущение и побудил к действиям в защиту веры даже военнослужащих: Белорусский полк взял на себя охрану Николаевского собора и архиерейского дома. 5-й Сибирский и Литовский полки потребовали от революционного комитета прекратить нападения на церкви (тогда это еще было возможно).
Судьба Свято-Николаевского собора Витебска тесно связана с деятельностью прославленного в 2007 году священномученика Николая, пресвитера Витебского (память празднуется 12 сентября (н.ст.) и в 3-ю неделю по Пятидесятнице). Священник Николай Околович с мая 1919 года проживал в Витебске. Витебская Духовная семинария была уже закрыта. По благословению архиепископа Иннокентия (Ястребова) и с разрешения гражданских властей, в 1919 году при Николаевском кафедральном соборе начала действовать пастырская школа под руководством о. Николая. К 1922 году протоиерей Николай Околович стал настоятелем Николаевского кафедрального собора в Витебске.
На время его служения в этой должности пришлось изъятие церковных ценностей. По свидетельству протоиерея Николая Околовича, в течение трех недель было четыре этапа изъятия ценностей. При последнем изъятии были реквизированы девять архиерейских крестов, а оставлен один – ветхий, без цепочки и уже вышедший из употребления. Благодаря мудрому поведению отца Николая, напрасного кровопролития не произошло: не только сама передача ценностей прошла достаточно мирно, но и были возвращены в Успенский собор изъятые литургические сосуды, что позволило вновь совершать в нем богослужения. Но наступление на церковь продолжалось. В Николаевском соборе было остановлено богослужение.
Со второй половины 30-х годов началось разрушение церковных зданий, большинство из которых являлись памятниками истории и архитектуры. В 1936 году в Витебске были взорваны Воскресенская церковь и Успенский собор, а Николаевский пережил их более чем на два десятилетия.
Великая Отечественная война нанесла определенный урон храму, но не разрушила основательно. Он по-прежнему возвышался над берегом Витьбы, около входа в парк Фрунзе. После войны в нем даже находился склад отдела социального обеспечения. Тем не менее, в список памятников архитектуры 1949 г., Николаевский собор, как и другие оставшиеся церкви, не вошел. В 1957 г. он был взорван. Эта, одна из трагических историй послевоенного Витебска, заслуживает отдельного описания. Но не хотелось бы закончить повествование об этом прекрасном храме на такой печальной ноте. Слава Богу, времена изменились. И через пятьдесят с небольшим лет, 18 июня 2009 года зарегистрирован приход Свято-Николаевского собора в Витебске.
Совсем неподалеку от Николаевского кафедрального собора в парке Фрунзе находилась еще одна церковь, освященная во имя святителя Николая. Ее называют Завитьбенской или кладбищенской. Если говорить более точно, то церковь и кладбище находились на месте нынешнего ресторана «Усадьба» (бывшая «Хата лесника») по ул. 2-й Доватора. Первое упоминание о храме относится к 1618 году. К 1860-м годам он стал кладбищенским. Предполагается, что церковь была разрушена в годы Великой Отечественной войны.
И еще одну Никольскую церковь мы находим на карте Витебска 1904 г. Обозначена она как Свято-Николаевская приписная. Предположительно церковь была приписана к церкви св ап. Иоанна Богослова и находилась близ пересечения ул. Дворцовой и ул. Богословской (ныне — Советская и Коммунистическая).
Теперь перенесемся в Задвинье и познакомимся с Николаевской батальонной церковью. Названа она в народе так потому, что принадлежала военному ведомству. Находилась возле пересечения современной улицы Советской Армии (на её нечётной стороне) с Комсомольской и Октябрьской улицами. Церковь была построена из дерева в 1779 году стараниями военного коменданта Витебска графа Сергея Сергеевича (Эрнста Густава) Миниха и солдат.
Возможно, церковь была возведена на месте более древнего храма св. Николая. В грамоте 1703 года польского короля Августа III на открытие в городе солодоваренного, пивоваренного и винокуренного цехов упоминается храм св. Николая на рынке. В XVIII веке один из городских рынков (предок современного Полоцкого рынка) находился именно на современной ул. Советской Армии.
Кстати, вторая часть улицы Советской Армии (от улицы Октябрьской до улицы Ильинского) до 1948 года была известна как улица Никольская. Она сформировалась к концу XVIII века, а название получила после возведения на ней батальонной церкви в честь святителя Николая.
В 1853 году, из-за ветхости, церковь была упразднена и передана из военного управления в епархиальное с причислением к Богоявленскому приходу. В этом же году были выделены средства на её ремонт, и 25 февраля 1856 года обновлённый храм освящён Полоцким и Витебским архиепископом Василием (Лужинским).
В 1863 году Николаевская церковь возвращена в военное ведомство.
В июле 1929 (по другим данным в 1921 г.) г. храм был закрыт новыми властями. В годы Великой Отечественной воны, Никольская церковь подверглась значительным разрушениям.
Вот выдержки из «справки Отдела охраны памятников архитектуры Управления по делам архитектуры при СНК БССР о разрушении и разграблении гитлеровскими оккупантами исторических памятников архитектуры на территории Белоруссии в 1941–1944 гг.»: «Немцы разобрали на дрова и сожгли храм Николая, выстроенный в конце ХVIII столетия Минихом».
Примечательным моментом в истории Николаевской батальонной церкви является то, что она вплоть до 1799 г. оставалась единственным православным храмом города (потом добавился Успенский собор).
И, конечно же, весь период своего существования православными были все храмы Свято-Троицкого Маркова монастыря, в том числе и Свято-Николаевская монастырская церковь.
Церковь построили в 1730 г. вне монастырской ограды, в 30-ти саженях от нее. Она была деревянная и обветшав, была основательно перестроена спустя столетие. В 1856 г. ее освятил архиепископ Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский).
И еще одно церковно-монастырское строение освящено именем святителя Николая Чудотворца. Это деревянная восьмигранной формы часовня, возведенная на самом берегу Западной Двины. Внутри ее на передней стене находилась большая икона Святителя с изображением по краям чудес угодника Божия. В народе часовню ласково называли именем Миколушки.
Почти семнадцать веков прошло после блаженной кончины Святителя, но не ослабела народная любовь к нему, не померкла со временем его слава. Каждый из нас может привести пример благодатной помощи по молитвам святителя Николая Чудотворца. Как же мы можем поблагодарить его и других, дорогих нашему сердцу святых? В качестве ответа приведу слова игумена Нектария (Морозова):
«Да хотя бы просто узнавая их — таких близких и таких незнакомых. Читая о них, созерцая их лики на древних или, наоборот, совсем новых иконах, и, конечно же, молясь им. Или еще лучше — хоть в чем-то стараясь быть на них похожими».
Газета "Саратовская панорама" № 50 (927) Подготовила текст публикации Людмила Чистякова
Фото отсутствует –
Николаевский кафедральный собор