Перенесение мощей преподобной Евфросинии Полоцкой из Киева через Оршу и Витебск в Полоцк
История перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк берет свое начало в марте 1833 года, когда епископ Витебский и Могилевский Гавриил обратился с соответствующим ходатайством во Св.Синод. В 1840 и 1852гг. архиепископ Василий (Лужинский) также обращался с такой просьбой. В 1864 году полочане просили начальника Северо-Западного края графа Михаила Николаевича Муравьева в ходатайстве перед государем о перенесении святых мощей. В 1867 году при поддержке святителя Филарета Московского епископ Полоцкий и Витебский Савва добился разрешения о перенесении в Полоцк частицы мощей святой Евфросинии, что и произошло 13 мая 1871 года. В 1892 году перед императором Александром III о перенесении мощей ходатайствовали Полоцкое церковное братство святителя Николая и преподобной Евфросинии, Витебское Свято-Владимирское братство, преосвященный Полоцкий и Витебский Антонин, но просьба была не просто отклонена – был наложен запрет обращаться с подобными ходатайствами.
Только в июле 1908 года на всероссийском миссионерском съезде в Киеве Витебский кафедральный протоиерей Алексий Матюшенский возобновил ходатайство с благословения своего преосвященного епископа Серафима (Мещерякова). 21 июля 1908 года Киевский миссионерский съезд одобрил ходатайство и в Св.Синоде была создана особая комиссия по этому вопросу. 3 июля 1909 года по представлению Св.Синода император Николай II разрешил перенести мощи святой Евфросинии в Полоцк, а 29 января 1910 года был утвержден подробный чин перенесения святыни.
19 апреля 1910 года начались торжества по перенесению мощей преподобной Евфросинии княжны Полоцкой из Киева в Полоцк. В этот день в Благовещенской церкви, что в дальних пещерах, где более 700 лет покоились мощи преподобной, была отслужена Божественная Литургия, которую возглавил викарий Киевской епархии епископ Каневский Иннокентий (Ястребов). После торжественного молебна преподобной Евфросинии ее святые мощи были перенесены в надпещерную церковь и помещены в переносную раку, украшенную балдахином.
На следующий день, 20 апреля 1910 года, после Литургии, отслуженной Киевским митрополитом Флавианом в сослужении четырех викарных епископов, у святых мощей был совершен торжественный молебен, в котором принял участие епископ Полоцкий и Витебский Серафим (Мещеряков). После молебна весь сонм духовенства принял участие в перенесении мощей преподобной из надпещерной церкви в собор Киевской Успенской Лавры. По пути следования процессии были расставлены шпалерами войска, а чудное пение лаврских певчих сливалось со звуками военных оркестров, игравших «Коль славен».
Вечером 20 апреля перед ракой с мощами преподобной Евфросинии было совершено всенощное бдение, которое возглавил преосвященный Серафим (Мещеряков), епископ Полоцкий и Витебский, а ему сослужили епископ Каневский Иннокентий (Ястребов), архимандрит Витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря Пантелеимон (Рожновский), настоятель Витебского Николаевского собора о.Алексий Матюшенский, настоятель Витебской Воскресенской (в Заручевье) церкви о.Павел Гальковский и многие другие. 21 апреля теми же лицами была отслужена Божественная Литургия, на которой также молился и представитель высшей государственной власти – специально прибывший на торжества по поручению императора великий князь Константин Константинович.
22 апреля 1910 года из Успенского собора Киевской Лавры на пристань к Днепру начался крестный ход с мощами преподобной Евфросинии, который возглавил Полоцкий епископ Серафим (Мещеряков). Неисчислимое множество людей приняло участие в этом торжестве, народ занял все возвышенности на пути следования, чтобы видеть священную процессию. Впереди крестного хода, длившегося более двух часов, монахини во главе с настоятельницей Полоцкого женского монастыря Илларионой несли крышку раки с мощами преподобной, причем монахиня Нина – начальница Полоцкого Евфросиниевского училища – все это время бессменно несла ее возглавие. На пристани крестный ход ожидал специально подготовленный пароход «Головачев»: он был украшен цветами, а над рубкой парохода, где было подготовлено место для раки, был сооружен купол с крестом, украшенным электрическими огнями. Во время пения величания преподобной Евфросинии пароход тихо отплыл, неся ее святые мощи вверх по Днепру.
Так торжественно Киев проводил свою веками хранимую дорогую святыню, с любовью уступив ее по принадлежности древнему также некогда престольному граду Полоцку во спасение его жителей.
Для сопровождения мощей святой Евфросинии на пароходе «Головачев» находились архимандрит Свято-Троицкого Витебского Маркова монастыря Пантелеимон (Рожновский) и священник Полоцкого женского монастыря Николай Черепнин с 12 монахинями, ими служились молебны, акафисты, всенощные бдения.
Все время следования парохода по Днепру на берегах реки стояли массы народа, встречая святые мощи. Ночь и дождь не считались препятствием к оказанию почтения и благоговения мощам преподобной Евфросинии. Народ не обращал внимания ни на какие стихийные препятствия. При подходе крестных ходов от монастырей и сельских церквей, пароход останавливался для совершения молитвословий. После продолжения плавания стар и млад бежали по берегу за пароходом, перепрыгивая огороды, ручьи и канавы, набирая воду от волн парохода в бутылки, промывали себе глаза и т.п. Можно было подумать, что к берегам Днепра собралась вся Православная Русь.
При остановках в назначенных по маршруту местах мощи преподобной Евфросинии встречались собором местного духовенства во главе с епископом и многими тысячами людей, находившимися на откосах берегов Днепра, крышах домов, на заборах и деревьях. Нередко путь следования святых мощей от пристани к местному храму устилался полотном, принесенным людьми, а самом храме к мощам спешили приложиться не только православные, но старообрядцы и католики.
Во время такой остановки в Могилеве проявился и отклик на на веру людей в молитвенное предстательство преподобной Евфросинии, когда чудесным образом исцелилась жена крестьянина д.Подгорье Вейнянской волости Могилевского уезда Лаврентия Гавриленка, страдавшая рожистым воспалением, перешедшим в раны на левом боку и ноге. Еще в феврале 1910 года, когда никто не знал, что мощи будут перенесены по Днепру, этой страдающей от тяжкого недуга женщине в сонном видении явилась сама преподобная Евфросиния в следующем образе: будто едет какой-то источник на пароходе, давший облегчение ее болезни. Но само чудесное исцеление наступило только 1 мая 1910 года, когда женщина приложилась к святым мощам и почувствовала себя здоровой.
В Могилеве мощи преподобной Евфросинии пребывали в течение трех дней и 2 мая пароход направился к Орше. В 10 часов утра 3 мая 1910 года пароход со святыми мощами прибыл в Оршу – конечный пункт своего плавания. К этому времени в Орше для встречи святыни собрались десятки тысяч людей со всех окрестностей во главе с Могилевским преосвященным Стефаном и сонмом духовенства. Ничего подобного Орша никогда не видела. Мощи были перенесены для поклонения в городской собор и целые сутки не иссякал поток паломников.
На следующий день – 4 мая – начался многотысячный пеший крестный ход с мощами преподобной из Орши в Витебск, который возглавил архимандрит Свято-Троицкого Витебского Маркова монастыря Пантелеимон (Рожновский).
6 мая на границе Витебской губернии крестный ход встречали губернатор и представители гражданских властей и крестные ходы из близлежащих приходов Селюты, Любашково, Кобыльники и др. Над дорогой была устроена высокая, украшенная цветами и зеленью арка с надписью: «Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная». Здесь, на границе Витебской земли, архимандрит Пантелеимон (Рожновский) отслужил молебен преподобной и обратился к присутствующим со словами радости по поводу благополучного прибытия мощей св.Евфросинии на родину.
Дальнейший путь крестного хода к Витебску был устлан зеленью и цветами. После остановки в церкви с.Любашково для совершения богослужения, 7 мая крестный ход продолжил движение, на 7-й версте от города возле колонии для малолетних преступников было совершено краткое молебствие, после чего шествие приблизилось к пригородам Витебска.
Витебск в этот день и накануне усердно готовился к встрече. На Соборной площади сотни лиц были заняты сооружением богато убранного зеленью и цветами широкого возвышения для раки с мощами. На углу Соборной площади и Гоголевской улицы высилась арка, убранная зеленью, столбы с обеих сторон центральной Гоголевской улицы были украшены зеленью и цветами. При повороте с Гоголевской улицы на Могилевский базар и в конце его были устроены красивые арки. Балконы домов по пути следования процессии и весь город были украшены флагами.
К середине дня 7 мая у Николаевского кафедрального собора собрались крестные ходы из приходских храмов и из Свято-Троицкого Маркова монастыря с чудотворной Казанской иконой Божией Матери. Здесь же находились воспитанники и воспитанницы духовных и светских учебных заведений Витебска. В два часа дня многотысячный крестный ход с местными чтимыми иконами, в том числе Иверской иконой Божией Матери из кафедрального собора, во главе с епископом Полоцким и Витебским Серафимом (Мещеряковым) и епископом Смоленским Феодосием из Николаевского кафедрального собора при пении пасхального канона приблизился к месту встречи мощей св.Евфросинии на 3-ей версте Оршанского тракта. Здесь было заранее подготовлено украшенное зеленью и цветами почетное место для поставления раки с мощами преподобной для совершения молебна. После окончания молебствия мощи под пение ирмосов преподобной были торжественно внесены духовенством в Витебск. По пути следования воспитанницы учебных заведений бросали цветы, военные оркестры играли «Коль славен», а сама процессия растянулась на несколько верст. В самом городе люди были видны в окнах и на балконах, выходящих на Соборную площадь, Замковую, Гоголевскую и Смоленскую улицы; люди находились даже на крышах домов и телеграфных столбах; какие-то неустрашимые женщины стояли на кровле Николаевского собора и на его колокольне. К пяти часам вечера мощи прибыли на Соборную площадь и поставлены на почетное возвышение, после чего сразу начался благодарственный молебен по поводу благополучного прибытия драгоценной святыни в родной край. Затем мощи под пасхальные песнопения и колокольный звон были перенесены священнослужителями в Николаевский собор и началось всенощное бдение, после которого в течение всей ночи люди шли нескончаемым потоком приложиться к мощам святой Евфросинии.
Время с 7 по 16 мая для жителей и гостей города стало нескончаемым духовным праздником – каждый день начинался торжественным всенощным бдением и заканчивался двумя Литургиями в Николаевском соборе: ранней в 4.30 и поздней в 9.00 утра. По окончании поздней Литургии совершался молебен преподобной Евфросинии с чтением акафиста. Проповеди произносились также каждый день после поздней Литургии и всенощного бдения. За это время трудами Свято-Владимирского братства народу было роздано более 50 000 листков и брошюр житийного и нравоучительного содержания.
Торжество было исключительное, историческое, какого еще не было в истории Витебска. Оно засвидетельствовало, как сильна и глубока вера в народе. Все, приходившие на поклонение мощам преподобной Евфросинии, получали духовную помощь и подкрепление. В Витебске был засвидетельствован случай исцеления нервнобольной женщины, страдающей и духовным недугом: с большим трудом люди подвели ее к раке с мощами, после чего больная успокоилась, перекрестилась, сама подошла к мощам и благоговейно облобызала их, после того, как священник покрыл ее лицо воздухом с головы преподобной.
16 мая закончилось время пребывания мощей святой Евфросинии в Витебске. В этот день в Николаевском кафедральном соборе была отслужена Божественная Литургия, которую возглавил епископ Серафим (Мещеряков), после чего рака с мощами была перенесена духовенством на почетное возвышение на Соборной площади и начался молебен. После окончания молебна крестный ход, насчитывавший несколько десятков тысяч человек, во главе с епископом Полоцким и Витебским Серафимом направился на Городокское шоссе. По пути следования возле Витебской Николаевской (батальонной) церкви был отслужен молебен, а возле Николаевского кладбища – лития.
На 3-ей версте от города, на вершине т.н. Волковой горы мощи святой Евфросинии встретил крестный ход из Лужеснянского Крестовоздвиженского прихода и здесь был отслужен напутственный молебен, сама Волкова гора была буквально усеяна людьми: со всех сторон стекались жители проводить драгоценную святыню, покидавшую Витебск.
Весь дальнейший путь до с.Зароново был устлан зеленью. Во многих местах крестьяне устроили арки, под которыми на столах устанавливали иконы и хлеб-соль. Вечером 16 мая не менее двух тысяч паломников остановилось на ночлег у Зароновского храма св.преп.Онуфрия.
Утром 17 мая в церкви с.Зароново была отслужена Литургия, после чего крестный ход направился в м.Сиротино. В селах, встречавшихся на пути, крестьяне устилали дорогу зеленью и полотном, устраивали арки из зелени, украшали избы флагами, с торжеством встречая родную святыню.
В м.Сиротино святые мощи встретили крестные ходы из Лепельского и Городокского уездов. Всего насчитывалось не менее 10 тысяч паломников из трех уездов, так что не все даже успели за одну ночь приложиться к мощам, помещенным в сравнительно небольшой Сиротинской церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Конные стражники и чины полиции буквально изнемогали, водворяя порядок в толпе народа, желающего поклониться святыне. Священники, которых здесь насчитывалось более двадцати, в течение всей ночи беспрерывно служили молебны.
18 мая в Сиротинской церкви была отслужена Божественная Литургия и процессия направилась через Ловшу в д.Зуи, находящуюся на противоположном берегу реки от Оболь-Онуфриевской церкви. Здесь вечером был отслужен молебен и ближе к ночи крестный ход достиг с.Игумено-Оболь.
На следующий день, 19 мая в Свято-Духовской Игумено-Обольской церкви была отслужена Божественная Литургия и крестный ход проследовал в с.Шатилово, где в местном Николаевском храме был отслужен молебен и акафист, а к вечеру 19 мая процессия достигла с.Сосница. Здесь в новом и обширном Сосницком Покровском храме были отслужены всенощное бдение, которое возглавил настоятель Невельского мужского монастыря игумен Герасим и, утром 20 мая – Божественная Литургия.
20 мая крестный ход достиг с.Струнь, где святые мощи были поставлены для поклонения в местном Крестовоздвиженском храме. Село Струнь стало последней остановкой процессии перед Полоцком и здесь во главе крестного хода стал архимандрит Пантелеимон (Рожновский), настоятель Свято-Троицкого Витебского Маркова монастыря.
Надо сказать, что еще 16 мая епископ Серафим (Мещеряков) на поезде прибыл в Полоцк для организации встречи мощей преподобной и подготовки пребывания многочисленных паломников, для размещения которых были использованы церковные и казенные здания города, выстроены временные бараки и выделено 50 железнодорожных вагонов. Был также срочно сделан внешний ремонт Полоцкого Николаевского собора и построен высокий помост с балдахином на месте встречи святых мощей у виадука Николаевской железной дороги. 18 мая в Полоцк прибыли представители высшей светской и церковной власти: великий князь Константин Константинович и Киевский митрополит Флавиан. К утру 20 мая древний Полоцк был подготовлен к торжественной встрече своей небесной покровительницы. Главная Рижская улица на всем своем протяжении была украшена зеленью и флагами, перед плацем кадетского корпуса была устроена арка с изображением герба Полоцка и надписью «Благословен грядый во имя Господне». У врат Николаевского собора на корпусном плацу был сооружен изящный балдахин в виде часовни, увитой зеленью и увенчанной крестом. В этот день в Полоцк прибыли и высокие гости – члены императорской фамилии, среди которых назовем великую княгиню Елизавету Феодоровну и архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий).
20 мая из Полоцка навстречу процессии с мощами преподобной вышел крестный ход, который возглавили архиепископ Антоний (Храповицкий) и епископ Серафим (Мещеряков). Во второй половине дня под пение тропаря преподобной Евфросинии ее мощи были торжественно внесены в город, исполнились пророческие слова святой княжны, что она вернется в Полоцк.
Рака со святыми мощами была помещена в Николаевский собор и немедленно началось всенощное бдение. На следующий день – 21 мая в соборе, при большом стечении народа архиепископом Антонием (Храповицким) с многочисленным духовенством была отслужена Божественная Литургия, на которой владыка Антоний проповедовал о современных ему общественных настроениях и о значении для православных переживаемых торжеств. В древнем Софийском соборе вечером того же дня митрополитом Киевским Флавианом в сослужении архиепископа Антония (Храповицкого) и епископа Серафима (Мещерякова) было совершено всенощное бдение, а утром 22 мая – Литургия. Во время Литургии вход в Софийский собор был по пригласительным билетам и многотысячная масса паломников только издалека с тоской наблюдала за торжественной службой. Но Полоцкий архиерей Серафим (Мещеряков) оказался чутким к простым богомольцам и распорядился открыть им доступ в храм.
Вечером 22 мая началось торжественное перенесение мощей преподобной в Спасо-Евфросиниевский монастырь. Во главе крестного хода находились архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) и епископы: Полоцкий и Витебский Серафим (Мещеряков), Могилевский Стефан и Холмский Евлогий. Раку со святыми мощами несли архиереи и архимандриты, Крест преподобной Евфросинии нес ректор Воронежской Духовной семинарии священник Николай Околович. За святыми мощами следовали представители высшей светской власти, среди которых была и великая княгиня Елизавета Феодоровна, военные и гражданские чины, а также многотысячная масса паломников.
У границы монастыря торжественную процессию ожидал митрополит Киевский Флавиан в окружении крестных ходов Дриссенского уезда. Рака с мощами преподобной была поставлена в монастырском Крестовоздвиженском соборе и началось всенощное бдение, причем архипастырям сослужили 6 архимандритов, 8 протоиереев и 80 священников, поэтому выход на литию и полиелей пришлось делать за пределы собора – на площадь перед храмом.
Утром 23 мая 1910 года, в день памяти преподобной Евфросинии, была отслужена ранняя Литургия в Софийском соборе, на которой причастились многие их паломников, после чего более чем трехтысячный крестный ход начал движение от Софии к Спасо-Евфросиниевской обители. В монастырском Крестовоздвиженском соборе Божественную Литургию возглавил митрополит Киевский Флавиан, а ему сослужили все приехавшие архиереи, 4 архимандрита и 8 протоиереев. После окончания Литургии архиереи подняли мощи святой Евфросинии, обнесли их вокруг Крестовоздвиженского и Спасо-Преображенского храмов и поместили в раку, установленную в древнем Преображенском храме, сооруженном самой преподобной.
Вечером 23 мая в актовом зале Спасо-Евфросиниевского епархиального женского училища состоялось братское собрание, на котором кафедральным протоиереем Алексием Матюшенским были зачитаны телеграфные и письменные приветствия от разных учреждений и лиц, а также выслушано слово ректора Воронежской семинарии священника Николая Околовича. После этого были заслушаны сообщение преосвященнейшего Полоцкого и Витебского Серафима (Мещерякова) «Состояние Полоцко-Витебской епархии в 1909 году» и доклад местного историка, члена Государственной Думы А.П.Сапунова «О судьбах православия в Белоруссии».
К утру 24 мая 1910 года почетные гости покинули гостеприимный Полоцк, но чрезвычайный подъем религиозного чувства еще долго сохранялся в сердцах многочисленных паломников, которых собралось более 55 тысяч за четыре дня торжеств в Полоцке.
прот. Владимир Горидовец
по материалам сайта: Полоцко-Витебская епархия (http://witebsk.orthodoxy.ru/)