За Вифлеемской Звездой…
в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися,
Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока.
Господи, слава Тебе!”
О свершившемся чуде первым узнали пастухи, которые охраняли неподалеку свои стада. Звёздной ночью к ним явился Ангел Господень, чтобы возвестить Великую Радость, «ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель». Вместе с Ангелом явилось и многочисленное воинство небесное, взывающее: «Слава в вышних Богу!». Первыми, кто поклонился Господу, были простые люди, и именно они стали первыми проповедниками Христа. Ангел сказал им: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться Богомладенцу. Что же означали эти слова? До Рождения Христа Бог еще никогда прежде не воплощался. Взяв на себя грехи мира, Иисус подарил людям надежду на Спасение.
Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар увидели Вифлеемскую звезду на Востоке и поняли, что это означает рождение Спасителя мира. Пришли они, скорее всего, из Персии. Несмотря на то, что волхвы были язычниками, ищущими правду, им открылось Солнце Истины. В те времена астрономия часто сочеталась с астрологией и языческими практиками, поэтому в современном понимании волхвы были кем-то вроде магов. Хотя персы и иудеи считали, что верят Единому Богу и воспринимали друг друга благосклонно, волхвы, конечно, не могли считаться бого-избранным народом. Они принесли Бого-младенцу свои дары: золото – знак царской власти; ладан – знак священства; смирну – пряное благовоние, им умащивали тела усопших, символ того, что Иисусу Христу предстоит умереть и воскреснуть.
Появление волхвов в день праздника означало, что Спаситель пришел не к одному народу, а ко всем людям. Поклонение Иисусу от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом. Теперь эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей.
Когда мы дарим на Рождество Христово подарки, мы уподобляемся волхвам – восточным мудрецам, принёсшим Богомладенцу свои дары.
Иисус подарил людям надежду на Спасение, заповедовав своим ученикам, прежде всего – любовь.
Зачем же вочеловечился Сын Божий? Бог открыл нам пути спасения. Суть человека соединилась с Божественной сутью. Иисус облекся в человека, чтобы исцелить человечество. Он принес нам удивительный дар благодати и от нас требуется только достойно и праведно принять этот дар. Явление Бога во плоти – это жертва, которой и искупились все грехи человечества. Причем не только прошлые, но и будущие грехи.
Вместе с тем сегодня христианство без Христа становится все более востребованным у общества потребителей, готовом впитать в себя в неограниченном количестве все то, что наиболее способствует удовлетворению его «эго». Уже давно это общество убедило себя в том, что больше не нуждается в таких «устаревших» понятиях, как: жертвенность, любовь, покаяние, целомудрие. Даже само название праздника подменили вначале на Западе и вот уже у нас везде звучит «С Рождеством и Новым Годом», а между тем, дьявол, как и мы с вами , тоже родились. А праздник называется не иначе, как Рождество Христово. К тому сказать, что в европейских странах сегодня поздравляют исключительно с зимними праздниками, дабы проявить толерантность к другим конфессиям. Представляется, что надо обратиться к своей совести, но ведь так удобно не думать о своих грехах и о том, что ради нашего искупления воплотился Сын Божий, пришедший на землю не в образе справедливого Судьи, карающего беззаконников за их злодеяния, а в образе Младенца, несущего с Собой милость Божию людям и спасение от тирании греха, и смерти. Гораздо проще просто не думать об этом, проводя праздник Рождества Христова в шумной компании за богатым столом, но с обедневшей и забывшей о Боге душой.
Хотелось бы, чтобы все люди научились сопереживать даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост – это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных деланий человека. Молитва – для души, а пост для тела.
На праздник принято зажигать свечи не только в храмах. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова. В эту ночь мы слышим Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение. Это – благодарность Богу за то, что он воплотился и спас нас.
Сам праздник это не разносолы трапезы, не рождественский гусь или индейка, это прежде всего состояние души из молитв, гимнов и евангельских слов, это – ангельское пение, коленопреклонение пастухов, первая колыбельная Марии, духовный смысл, сокрытый в подарках волхвов, сама вера и Церковь, которую врата ада не одолеют. И значит, нужно «благовестить день от дня спасение Бога нашего».
Рождество Христово – удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда… И это чудо происходит!..
«Христос рождается, славите!» – несётся над Вселенной, – «Христос с небес, встречайте!» – весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род – вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ.
Славно, когда каждый из нас постарается в этот день и все дни Святок славить Иисуса Христа, проводить время в делах Богоугодных – милосердия и помощи ближним, дарить добро и любовь близким, стать лучше, а главное – быть ближе к Богу. Ещё лучше, если мы не будем об этом забывать и в другие дни. Именно это помогает нам понять, что Господь стал к нам ближе.
Казалось бы, Рождение Иисуса Христа свершилось давно, более 2000 лет назад, а Церковь снова и снова воспевает: «Христос рождается!». И душа каждого из нас может стать пещерой таинства, а сердце – яслями, в которых родится Младенец – Иисус Христос!
Волхвы, о которых повествует Евангелие (в переводе – Благая Весть), 2000 лет назад шли за Звездой поклониться рожденному Иисусу Христу, – символизируют все народы, идущие к Источнику Вечной Жизни. Но в этом символе можно прочесть и обращение к нам, живущим через 2000 лет, – а мы, кто такие? Пойдем ли мы за Вифлеемской Звездой? До тех пор, пока будет пребывать на земле тот небольшой процент верующих в Бога людей, готовых сделать свои сердца яслями, способными принять в себя рождающегося Мессию, у мира по-прежнему будет жива надежда на лучшее.
С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ нас, и весь этот мир, освященный любовью Божией, явленной нам в воплощении Единородного Сына Божьего и Господа нашего Иисуса Христа!
Людмила Садовникова
.